korolev1

Судьба любого бизнеса, не важно, будь-то крупный промышленный объект или небольшая фирма по торговле компьютерами и др., очень часто зависит от безукоризненного выполнения своих обязательств перед деловыми партнерами. В самую первую очередь это касается своевременной и безопасной доставки грузов.

Перевозка грузов является в России одним из самых опасных видов деятельности. Снизить риски от хищений, краж и нападений на всех этапах, начиная от хранения и заканчивая передачей груза заказчику, поможет глубокое понимание ситуации, рассмотрение конкретных примеров из печальной практики, знание всех этапов, на которых существует вероятность потерь, и изучение методики расследования хищений на транспорте...

Хищения на транспорте: знать и предотвратить

При рассмотрении вопросов анализа и методологии расследования хищений, возникающих при транспортировке грузов, целесообразно установить ограничения тому их количеству и разнообразию, которое может иметь место. То есть предлагается рас­смотреть основные и наиболее часто встречающиеся виды хищений, имеющих непосредственное отношение к зафиксированным за пос­ледние десять лет страховым событиям, в разбирательство которых был вовлечен автор, а именно:

  • Кражи во время осуществления транспортировки, кражи при вы­грузке.
  • Мошенничество в момент передачи груза по месту назначения.
  • Ограбления в период транспортировки груза или во время передачи его по месту назначения.

Реже встречаются ситуации, когда кражи осуществляются после по­грузки перед (в самом начале транспортировки, до завершения офор­мления груза, кражи или недовложения во время погрузки, кражи во время) и после ДТП (неоформленные изъятия некоторыми сотрудни­ками государственных органов части груза и т.д.). Все перечисленные выше виды хищений груза или его части могут быть следствием кражи, мошенничества или ограб­ления. Наиболее вероятными прямыми участниками преступления, в общем случае, могут быть следующие стороны:

сам перевозчик, например водитель для случаев краж части груза или мошенничества при недоставке груза истинному получателю; участники разгрузки в конечном пункте доставки груза, обычно для случаев краж части груза во время его приема от перевозчика; неустановленные лица, что характерно для краж во время перевозки, мошенничества и ограблений в момент передачи груза по месту на­значения.

Круг косвенных участников подобных преступлений может быть достаточно широким и может включать в себя практически все вовле­ченные в данную перевозку стороны, которые имеют отношение к грузу, и стороны, могущие использовать информацию о грузе в корыст­ных и преступных целях. Частных причин данных видов преступления может быть очень много, поэтому данный вопрос здесь подробно не обсуждается. Од­нако, с точки зрения установления базисной отправной точки при рас­смотрении вопроса о признании какого-либо события страховым слу­чаем и сопоставления реальных фактов события с условиями страхового полиса, объективной стороной хищений для отмеченных выше участ­ников преступления является факт неправомерного и безвозмездного завладения самим грузом или его частью, что определяется как объект посягательства.

Круг участников преступления расширяется, когда объектом пося­гательства являются: груз и денежные средства, которые утаиваются от уплаты в казну государства либо присваиваются незаконным образом, что характерно для случаев уклонения от уплаты соответствующих на­логов, компенсации финансовых потерь одного из участников пос­тавки от допущенных им ошибок при ведении дел, несанкционирован­ного вывоза капитала за границу; желание получить необоснованное возмещение за утрату груза от страховой компании; просто контра­банда, включая ввоз наркотических и иных запрещенных к ввозу ве­ществ. Для отмеченных выше видов хищений участники преступления могут определяться с точки зрения проявления их интереса в совершении дан­ного вида преступления.

Далее мы рассмотрим основные характеристики указанных выше видов хищений, их особенности, что позволяет сформулировать ме­тодологическую часть их раскрытия применительно для страховых со­бытий.

I. Кражи перевозимых грузов Кражу как один из видов хищения отличают корыст­ная цель завладения чужим имуществом, тайный способ его изъятия и ненасильственный характер самого преступления. Практика проведения автогрузовых экспертиз, связанных с кражами грузов при их транспортировке, показывает следующие разновидности данного вида хищения:

  • кража отдельных товаров, извлеченных из упаковки;
  • кража части или всего груза во время транспортировки и передачи груза получателю;
  • уменьшение остатков при общей краже;
  • инсценировка кражи, подмена или фальсификация товара в пути (увеличение веса за счет увлажнения и т.д.);
  • составление подложного акта о порче либо хищении товара в пути;
  • использование возможных ошибок в транспортных документах;
  • необоснованное применение норм естественной убыли при транс­портировке (искажение данных о расстояниях, времени перевозки, виде транспорта и груза и проч.).

 globez.ru